Маркировка обувь одежда в Честный Знак

Опубликовано

26 марта 2024

Код маркировки делится на две части: код идентификации, определяющий позицию товара в системе, и код проверки, который генерирует Центр развития перспективных технологий. Код Data Matrix не подделать, так как данные о товаре невозможно удалить или скорректировать внутри системы маркировки. В работе с маркировкой товара на равных участвуют производители, импортеры, поставщики, оптовики, продавцы. Рассмотрим процесс работы с маркированной продукцией: Производитель (импортер) описывает товары в системе Национального каталога и заказывает для продукции, требующей маркировки, коды Data Matrix. Далее наносит их на товары и информирует Честный ЗНАК о вводе маркированной продукции в оборот. Только после этого товары можно легально реализовывать. Готовая продукция распространяется через выстроенные сбытовые сети: каждый новый собственник продукции должен быть зарегистрирован в системе Честный ЗНАК в качестве участника оборота и отчитываться о принятии продукции на баланс. Так система маркировки в любой момент времени знает текущего собственника введенного в оборот товара. На этапе отгрузки поставщики проверяют продукцию на наличие кодов маркировки. Коды должны быть на товаре, а также в сопроводительных документах — электронных УПД (универсальных передаточных документах). Данные в систему Честный ЗНАК передаются только в том случае, если осуществлен переход права собственности, например, от поставщика к продавцу, а передаточные документы подписаны с двух сторон. То есть каждая отгрузка маркированной продукции должна сопровождаться электронным УПД с кодами. После розничные магазины принимают товар. Во время приемки сверяют: совпадают ли коды маркировки на товаре и в УПД. Если все корректно, подписывают документы. Тогда в системе появляется статус о поступлении на баланс кодов маркировки, что отражается в Честном ЗНАКЕ. При реализации товара физическому лицу продавец должен отчитаться в систему маркировки о том, что товар выведен из оборота. Это происходит путем продажи через онлайн-кассу, которая передает данные в ЧЗ. Покупатель устанавливает себе мобильное приложение «Честный ЗНАК — Сканер товаров и проверка качества». С его помощью еще до покупки можно отсканировать код и увидеть информацию о продукции: место производства, состав, сертификаты. Это поможет избежать покупки поддельного или некачественного товара. Для оперативной работы в Честном ЗНАКе прибегают к средствам электронного документооборота (ЭДО). ЭДО понадобится каждому участнику оборота, чтобы своевременно и легко отчитаться в систему маркировки. Изначально участники оборота могли подавать информацию о маркировке в Честный ЗНАК как с помощью оператора ЭДО, так и самостоятельно. С 1 января 2022 года информация об обороте маркированных товаров с переходом права собственности между юрлицами должна передаваться только через операторов ЭДО. Данное требование закреплено в постановлениях Правительства № 2464 от 31.12.2020 и № 64 от 28.04.2021. Зачем нужна перемаркировка остатков, введенных в оборот Участникам торговли, не успевшим реализовать остатки обувной продукции до вступления в силу новых правил, разрешили перемаркировать ее в упрощенном порядке. Для получения новых кодов маркировки, или КМ, требовалось предоставить «Честному ЗНАКу» следующую информацию о товаре: вид обуви (мужская, женская или детская); производство: отечественное или импортное без указания страны-изготовителя; код товарной номенклатуры обуви — ИНН собственника обувной продукции — компании или ИП. Подробное описание каждой пары обуви в случае с прохождением процедуры упрощенной перемаркировки не требовалось. Многие продавцы воспользовались возможностью и запаслись бесплатными КМ. По данным ЦРПТ, с момента введения обязательной маркировки было выдано 3 миллиарда идентификаторов, из них введено в товарооборот — 2 миллиарда. Согласно информации за III квартал 2022 года, в «Честном ЗНАКе» все еще числится около 1,5 миллиарда кодов, то есть, в течение двух лет из оборота ушло лишь около полумиллиарда пар обуви. Значительная часть оставшихся кодов были выпущены во время маркировки нереализованной продукции. Существует практика перепродажи КМ третьим участникам рынка с последующим нанесением на обувную продукцию, не заявленную в «Честном ЗНАКе». Как результат, процент незаконно реализуемой обуви продолжает возрастать. От этого несут ущерб в первую очередь продавцы, выполняющие требования «Честного ЗНАКа» и ведущие бизнес легально. По этой причина Минпромторг постановил перемаркировывать остатки обувной продукции с подробным описанием. Благодаря этому удастся подсчитать количество нереализованной обувной продукции на деле и убрать из оборота излишние КМ, выданные в упрощенном порядке. Перемаркировка остатков обувной продукции необходима также для покупателя — при сканировании кода он получит подробную информацию об изделиях и удостоверится, что продажа осуществляется легально.